Современные дети растут в мире, где технологии проникают в каждую его частичку. Смартфоны, планшеты, компьютеры — всё это окружает их на каждом шагу. Иногда кажется, что такие устройства делают жизнь проще и веселее. Но как часто мы задумываемся о том, что они могут лишать наших детей настоящих эмоций? И что за этим может скрываться?
Психологи в один голос утверждают, что чрезмерное использование технологий у детей может привести к состоянию, которое специалисты называют цифровым аутизмом. Это неофициальный диагноз, который охватывает различные аспекты эмоционального и социального отдаления. Но что стоит за этим термином? Каковы его признаки? Давайте разбираться вместе.
Дети, погруженные в мир технологий, часто теряют способность адекватно реагировать на эмоции других. Например, представьте себе ситуацию: в классе учительница делится трогательной историей о помощи зверьку. Один из учеников, Миша, вместо того чтобы переживать вместе со всеми, обменивался сообщениями в мессенджере. Позже его одноклассники заметили, что он не мог объяснить, почему история их трогала. Это явный признак того, что эмоциональный отклик уходит на второй план.
Эмпатия — это умение чувствовать и разделять эмоции других. В детских группах эмоциональная связь между сверстниками крайне важна. Но благодаря постоянному залипанию в экран, дети становятся менее чувствительными к переживаниям друг друга. В нашем проекте "Эмоции в каждом шаге" один участник, Аня, рассказывала о том, как её подруге было грустно, но она не смогла поддержать её — слишком увлеклась игрой на планшете. Это происходит всё чаще в нашем обществе, когда реальные переживания отодвигаются на второй план.
Ребёнок, проводящий много времени с телефоном, начинает испытывать трудности в общении. Например, Витя, будучи постоянно в онлайн-играх, перестал интересоваться общением с друзьями в реальной жизни. Важно понимать, что взаимодействие лицом к лицу невозможно заменить виртуальным. Это приводит к социальной изоляции, перед которой стоят всё больше подростков.
Современные технологии создают иллюзию постоянного развлечения. Но когда ребёнок начинает считать, что только крутые видеоигры или обмен мемами приносят радость, повседневная жизнь теряет свою значимость. В нашем проекте есть история о Саше, который на выходных предпочёл не гулять с друзьями, а сидеть дома и играть в онлайн-игры, полагая, что "так веселее". Со временем он стал чувствовать себя опустошённым, не понимая, почему мир за окном кажется серым и скучным.
Замечали ли вы, как ребёнок может стать раздражительным, если его лишить телефона хотя бы на час? Зависимость от гаджетов — реальная проблема, и многие специалисты уже заняли жёсткие позиции на этот счёт. Один из наших участников, Костя, поделился, что когда его родители ограничили время использования телефона, он почувствовал себя "сломленным". Это настоящая зависимость, которая требует внимания и вмешательства.
Психологи всё чаще обращают внимание на эти изменения в поведении детей. По их мнению, с каждым годом сокращается реальное взаимодействие между детьми, что приводит к формированию новых форм аутизма. Это не значит, что дети становятся полностью изолированными, но их способность ощущать и переживать эмоции, равно как и выражать их, становится проблемной. Многочисленные исследования показывают, что дети, проводящие более 4 часов в день за экранами, имеют значительно более низкие уровни эмоционального интеллекта.
Вместе мы можем справиться с этой проблемой, но для этого нужно объединить усилия и не оставлять детей наедине с их электронными "друзьями". Важно помнить, что настоящие эмоции и связи находятся за пределами экрана.