На пороге важного события — экзамены, которые для многих школьников стали настоящим испытанием. Но сейчас, когда на столах у них лежат не только ручки и бумаги, но и мощные гаджеты, на первый план выходит вопрос: насколько эти технологии помогают или вредят? Нейросети, доступные в смартфонах и ноутбуках, способны выдавать готовые ответы на любые вопросы, и возникает главный вопрос — заменяют ли они знания?

Каждый год число учащихся, использующих гаджеты во время экзаменов, растёт. По данным опроса, проведенного среди 1000 старшеклассников в 2024 году, почти 70% респондентов признались, что прибегали к помощи технологий на контрольных и экзаменах. Но если раньше это были просто шпаргалки, то сейчас на помощь приходят нейросети.
Один из ярких примеров — история Артёма, выпускника одной из московских школ. Он всегда был среднячком в учёбе, но накануне ЕГЭ решил попробовать воспользоваться ИИ. В день экзамена, не дождавшись начала, Артём быстро ввёл в нейросеть несколько вопросов и, к своему удивлению, получил исчерпывающие ответы. Ни один из его одноклассников не мог бы соперничать с этой умной машиной.
В 2025 году на экзаменах стало популярным использовать такие приложения, как ChatGPT и другие аналогичные сервисы. Они способны обрабатывать запросы мгновенно, предоставляя ответ на любую тему. Но что стоит за такой легкостью?

Чем грозит ИИ-зависимость на ЕГЭ? Главное — подмена истинного понимания знаний. Когда Артём сломал свой старый стереотип о том, что учиться — значит запоминать, ему стало легче, но в то же время он почувствовал, что утратил что-то важное — чувство достижения. Как же он мог гордиться собой после того, как получил высокие баллы благодаря помощи ИИ?
По данным исследования, проведенного Институтом образования в 2024 году, 55% студентов, использующих нейросети на экзаменах, могли не сдать их, если бы не компьютерная помощь. Это серьёзный звоночек для системы образования, которая должна задуматься о способах борьбы с подобными подходами.

Что же делать педагогам и родителям в условиях растущей зависимости от технологий? Во-первых, нужно наладить диалог с детьми. Обсуждая с ними возможные последствия использования ИИ, можно помочь им понять, что знания — это не просто цифры на листе бумаги, а опыт, который будет с ними всю жизнь.
Кроме того, стоит обратить внимание на более интерактивные и увлекательные методы обучения. Внедрение проектов, групповых работ и обсуждений поможет вернуть интерес к обучению. Например, на одном из уроков учительница предложила ученикам создать презентацию на тему «Будущее технологий в образовании». Это спровоцировало бурное обсуждение, и многие ребята поняли, что за каждой технологией стоят глубокие знания, и без них даже самый умный ИИ не сможет помочь.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование нейросетей на экзаменах — это не просто тренд, а реальная угроза для образования. За лёгкостью доступа к информации скрывается глубокая проблема — утрата глубоких знаний и критического мышления. Важно помнить, что технологии должны служить вспомогательным инструментом, а не заменять истинные знания.
В будущем, когда дети и подростки будут сталкиваться с вызовами, важно, чтобы они знали, как использовать технологии с умом, не забывая о ценности собственных знаний и навыков.