В разговоре с родителями часто слышится одна и та же фраза: «Он/она больше времени проводит за телефоном, чем за учебниками». Это проблема, которая стала актуальной, как никогда. Многим кажется, что современные технологии отвлекают детей от учёбы, но давайте попробуем понять, что на самом деле происходит в их головах.

В нашем мире всё большее значение приобретает концепция сиюминутного удовольствия. Это явление наблюдается не только у взрослых, но и у детей. Телефон стал символом постоянного доступа к развлечениям: социальные сети, игры, видео и многое другое. Когда у ребёнка есть возможность получить мгновенное удовольствие от развлечений, учёба начинает казаться ему тяжёлым и скучным трудом.
Согласно исследованию, проведённому в 2024 году, 78% детей в возрасте от 10 до 16 лет отмечают, что приятно проводить время за телефонами, а 65% родителей признают, что ребёнок часто отвлекается на смартфон во время выполнения домашнего задания.
Телефон способен захватить внимание детей не только благодаря играм или социальным сетям. Существует множество приложений, которые обещают сделать процесс обучения более увлекательным. К сожалению, даже такие полезные ресурсы могут отвлекать от основной задачи — усвоения материала.

Например, Костя, ученик восьмого класса, столкнулся с подобной проблемой. У него был отличный доступ к онлайн-урокам и обучающим приложениям, но вместо того, чтобы учиться, он проводил часы, играя в мобильные игры. Как итог — низкие оценки и постоянное недовольство родителей.
Стоит заметить, что в прошлом, когда у детей не было технологии под рукой, они использовали учебники и тетради как основные источники информации. По данным опроса, проведённого среди школьников в 2024 году, 72% опрошенных отметили, что предпочли бы учиться с помощью интерактивных и визуальных средств, чем с помощью «старомодных» учебников. Это подчеркивает растущий тренд на использование технологий в образовании.

Проблема не только в том, что дети увлечены телефонами, но и в том, что они не умеют управлять своим временем. Ребёнок может сидеть за учебниками, но если он постоянно отвлекается на уведомления или сообщения, процесс обучения становится неэффективным. Важно научить детей устанавливать приоритеты и управлять своим временем. Хорошим примером может служить Алиса, ученица девятого класса, которая научилась ставить таймер на 25 минут для учёбы, а затем делала пятиминутный перерыв для проверки телефона.
Планирование и распорядок дняСоздание чёткого распорядка дня может помочь детям лучше организовать своё время. Вместо того, чтобы учиться, когда хочется, важно найти баланс между учебой и отдыхом. Родители могут помочь в этом, создавая расписание, где будут указаны часы учёбы, время для отдыха и время на игры.
Родители и педагоги играют ключевую роль в этом процессе. Они должны не просто указывать на ошибки, но и активно вовлекать детей в процесс обучения. Вместо того чтобы запрещать телефоны, стоит искать пути их интеграции в учебный процесс. Например, использование образовательных платформ, таких как «Учи.ру» или «Фоксфорд», может сделать обучение более интересным и эффективным.
Учителя могут использовать телефон как инструмент для поиска информации или решения задач, объясняя при этом важность осознанного использования технологий.
Телефон не должен быть врагом в учебе. Вместо этого, он может стать помощником, если правильно организовать процесс учёбы. Главное — научить детей управлять своим временем и делать осознанный выбор. Когда они поймут, что учёба может быть увлекательной, а учёные достижения — полезными, интерес к учебникам вернётся.