Каждый раз, когда школьные уроки литературы заканчиваются, ученики словно с облегчением выдыхают. Они предпочли бы провести это время в тиктоковом море коротких видео, где удовольствия ждут за каждым свайпом. Почему же чтение книг стало для подростков тяжелой ношей, а TikTok - легким способом развлечения и самовыражения? Давайте разберемся в этом явлении, опираясь на научные факты и реальные истории.
Современные технологии формируют наше восприятие информации. Нейробиологи утверждают, что мозг подростка настроен на восприятие короткого контента, такого как видео в TikTok. Исследования показывают, что при просмотре коротких видео активируются те области мозга, которые отвечают за получение удовольствия. Это создает постоянную, почти наркотическую зависимость от «лайков» и новых видео.
Сравните это с процессом чтения книги. Чтобы углубиться в художественный текст, требуется время, концентрация и усилие. Чтение ствола мыслей требует от нас больше ресурсов. На одной стороне - содружественные эмоции и визуальные образы коротких видеороликов, на другой - длительное путешествие в мир воображения, которые книги предлагают. К сожалению, современные подростки чаще выбирают первое.
Согласно опросам, почти 80% подростков считают, что читать книги скучно, а 90% из них активно пользуются TikTok. На платформе контент представлен в таком виде, что даже самые требовательные зрители не успевают заскучать. Одно видео длится всего 15-60 секунд, а значит, вся информация передается быстро и эффективно.
Примером может служить история Алисы. Она, как и многие ее сверстницы, проводит часы в TikTok, изучая танцы, кулинарные рецепты и комедийные скетчи. Ее любимый тиктокер за одну минуту успевает рассказать целую историю, при этом используя яркие визуальные эффекты и зажигательную музыку. Чтение книги же заставляет ее отвлекаться от ярких образов, тормозит поток эмоций и требует активных размышлений. Она просто не понимает, зачем ей это нужно, когда «всё это есть в TikTok».
Книги могут погружать читателя в мир фантазий и переживаний. Однако для этого требуется воображение, которое у подростков на фоне ярких, насыщенных изображений и звуковых эффектов может находиться «в спячке». TikTok же обеспечивает мгновенное визуальное восприятие. Здесь нет необходимости интерпретировать текст, все эмоции и образы уже поданы на тарелочке с голубой каемочкой.
Интересный случай произошел с Сергеем, который единожды решил прочитать «Мастера и Маргариту» Булгакова. После первой главы он закрыл книгу, потому что не мог представить, что же будет дальше. «Зачем читать, если есть тиктоки с классными моментами из фильма?» — заметил он. В итоге, он так и не добрался до конца.
Цифровая эпоха предлагает неимоверное количество выбора. У подростков есть доступ к миллионам видео, сериалов и других форматов контента. В условиях такой «благоуханной» среды книги могут показаться чем-то второстепенным или даже устаревшим. В результате выбор часто падает на то, что быстрее и легче.
Исследования показывают, что 72% подростков считают чтение книг неэффективным способом провести время. Они предпочитают развлечение, которое сразу же приносит удовольствие, а не медленное погружение в мир литературных персонажей.
Кроме того, TikTok стал площадкой для общения и самовыражения. Подростки создают свои «челленджи», участвуют в конкурсах, становятся частью огромного сообщества, где их принимают такими, какие они есть. Это ощущение принадлежности отсутствует при чтении книг, особенно в одиночестве.
Например, Настя, участница нашего проекта, делилась, как один раз сняла видео с «Танцем с Генералом» в TikTok. Ее друзья поддержали, зачислили видео в топ просмотренных, и она почувствовала радость и гордость. В то же время, когда она прочитала книгу «Преступление и наказание», никаких обсуждений с друзьями не возникло, и ни один лайк не был отриман. Она ясно осознала, что на этом этапе жизни для нее важны именно социальные связи.
В условиях «победы» короткого контента стоит задуматься о том, как пробудить интерес подростков к чтению. Вместо того чтобы заставлять их читать классические произведения, нужно попытаться адаптировать литературу под современные реалии. Это может быть создание групповых обсуждений, где подростки могли бы делиться своими мыслями о прочитанном, или применение креативных техник, чтобы сделать чтение более интерактивным.
Например, в одном из московских лицеев провели эксперимент, где подросткам предложили найти страницы книг, которые их вдохновляют, и сделать на основе них TikTok-видео. Результат превзошел все ожидания: ученики с удовольствием читали, искали яркие моменты и даже сами ставили сценарии для видео. Так они поняли, что литература может быть не только увлекательной, но и социальной.
Подростки ненавидят читать, потому что это требует усилий в мире, где мгновенное удовольствие доступно на каждом углу. Но это не значит, что литература должна уйти в небытие. Создав правильную среду и предложив новые форматы, можно вернуть интерес к чтению. Важно не забывать, что у каждого поколения свои вызовы, и среди современного подростка стоит искать новые возможности для освоения классики.