Среди молодежи всё чаще появляются разговоры об опасных челленджах — заданиях, которые зачастую ставят под угрозу жизнь и здоровье участников. Социальные сети полны видео, где подростки пытаются выполнить рискованные задачи и бросают вызов друг другу. Но что же заставляет их участвовать в таких опасных играх? Психология рискованного поведения онлайн — это сложный и многогранный вопрос, который требует внимательного рассмотрения.
Подростковый возраст — это период, когда происходит активное формирование личности и стремление к самоидентификации. В этом процессе важным является желание быть принятым в своих кругах. Многие подростки начинают участвовать в опасных челленджах не только из-за увлечения, но и по причине давления со стороны сверстников. Например, Костя, ученик 9 класса, рассказал, как его друзья начали выполнять опасные задания, такие как «Кубок смерти», где необходимо было делать кульбиты из высоты. Костя чувствовал, что, если не подключится к этой «игре», он будет исключен из компании.
Вот что он говорит:
«Я не хотел, чтобы меня считали слабаком. В тот момент казалось, что рисковать — это единственный способ утвердиться среди друзей».
Хотя подростки могут не осознавать, но многие из них участвуют в челленджах, чтобы получить популярность. Социальные сети создают иллюзии успеха, и иногда для достижения желаемого одобрения требуется сделать что-то экстраординарное. В 2024 году исследование «Росстата» показало, что 68% молодежи, участвующей в рискованных челленджах, делают это ради лайков и репостов. Они стремятся к вниманию, которое, как им кажется, обеспечит популярность и признание.
Например, Анна, 15 лет, рассказала о своем опыте:
«Я сняла видео, где прыгнула с крыши гаража в реку. Оно набрало много просмотров, и все начали меня узнавать в школе. Я не могла остановиться — это был мой способ стать звездой!»
События, которые происходят в медиапейзаже, также оказывают влияние на поведение молодежи. Часто опасные челленджи становятся вирусными благодаря звёздам и блогерам, которые неосознанно формируют нормы поведения для своих подписчиков. В 2024 году, по данным «Молодежного анализа», 43% подростков указали, что увидели опасный челлендж у популярного блогера и захотели повторить его.
Кирилл, 17 лет, рассказывает:
«Я следил за одним блогером, который делал безумные вещи. Он собирал миллионы просмотров, и я подумал: если он может, почему не я?»
На уровне психологии подростки могут быть склонны к поиску адреналина, что также побуждает их участвовать в рискованных челленджах. В возрасте 13-17 лет формируется активная интерес к экстриму, и, к сожалению, некоторые воспринимают опасные игры как способ испытать себя. Опасные ситуации становятся своего рода игрой, где цена ошибки может быть слишком велика.
Дима, 16 лет, однажды решил участвовать в «Танцах на краю».
«Когда я стоял на краю обрыва, у меня был прилив адреналина, и я чувствовал себя живым. Я не думал о последствиях, пока всё не пошло не по плану».
Важно осознать, что участие в опасных челленджах может оставить серьезные психологические и физические последствия. Подстегиваемые желанием быть частью компании, подростки рискуют не только своим здоровьем, но и психическим состоянием. Рекомендуется обучать молодежь осознанной оценке рисков и последствиям своих действий. Это может сделать общение на тему безопасного поведения более открытым и доступным.
В качестве примера, в школе, где учится Костя и его друзья, были организованы лекции с участием психологов. После таких встреч подростки начали открыто обсуждать свои страхи и желания, что помогло изменить их отношение к опасным челленджам. Костя отметил:
«Я понял, что есть другие способы быть крутым, и не обязательно рисковать своей жизнью».
Опасные челленджи среди подростков — это сложный вопрос, требующий внимания и понимания. Многие участники делают это по причине давления сверстников, стремления к признанию, а иногда просто от недостатка информации о последствиях. Понимание их мотивации поможет не только в предотвращении участия в рискованных играх, но и в создании более поддерживающей среды для молодежи.