Когда речь заходит о влиянии блогеров на молодых людей, часто в центре обсуждения оказывается эффект подражания. На просторах интернета можно встретить множество примеров, когда подростки, увлеченные контентом, начинают копировать поведение, привычки и даже образ жизни деструктивных авторов. Но почему же это происходит? Что заставляет юное поколение перенимать негативные модели поведения, зачастую не осознавая возможные последствия? Давайте разберемся.
Существует неоспоримое утверждение: подростки стремятся найти свою идентичность, и одним из способов сделать это является подражание тем, кто уже достиг популярности. Они смотрят на блогеров как на образцы для подражания, осмысляя каждое их слово и действие. Что же привлекает их к деструктивным блогерам, несмотря на явные признаки негативного влияния?
Если взять, к примеру, Ваню, 15-летнего подростка, который стал поклонником определенного блогера, ведущего контент о том, как «жить на грани». Ваня искренне восхищается его смелостью и уникальным стилем жизни. Он начинает копировать его манеры, язык общения и даже образ мыслей. Однажды Ваня решает записать собственное видео, используя нелестные шутки и провокации, что приводит к негативной реакции со стороны сверстников и родителей. Но Ваня продолжает это делать, ведь он верит, что так он станет заметнее.
Многие подростки не осознают, что такое поведение может иметь настоящие последствия. Психологи утверждают, что деструктивное поведение часто связано с недостатком критического мышления у молодых людей. Например, они могут не понимать, что за провокационные поступки приходят не только лайки и подписчики, но и реальные проблемы в жизни — отсутствие поддержки, конфликты с окружающими, потеря репутации.
По данным последнего опроса, проведенного в феврале 2024 года, около 65% подростков признались, что они периодически пробуют «экстремальные» вещи, о которых рассказывали блогеры, даже не задумываясь о возможных последствиях. Это может варьироваться от рискованного поведения до принятия наркотиков. К сожалению, кумиры ведут их по этому пути, подтверждая, что риск — это нормально и даже модно.
На подростков влияют не только слова, но и визуальные образы. Рассмотрим, как это проявляется на примере известного блогера Сергея, который ведет контент о том, как «жить на грани». У него миллионы подписчиков, и каждый его выход в эфир сопровождается массой лайков и шуток, провоцирующих на рискованные поступки. Подростки, смотря на него, начинают понимать, что отклонение от нормы — это не просто приемлемо, а даже желательно. Каждый новый подвиг Сергея вызывает у них желание перепробовать что-то подобное, чтобы не упустить возможность быть «в тренде».
Часто подражание и увлечение деструктивными блогерами возникает на фоне социальных проблем. Например, в классах, где присутствуют конфликты или отсутствие поддержки со стороны учителей и родителей, подростки ищут выхода в мире виртуальной реальности. Им кажется, что блогеры с «деструктивным» контентом способны предложить им именно то, что им не хватает: внимание, признание и чувство принадлежности.
Молодежь становится уязвимой, когда они не могут найти поддержку в реальном мире. Здесь можно привести пример Кати, ученицы 8 класса, которая, ощущая одиночество и непонимание со стороны сверстников, начинает следить за блогером, который делится молодежной культурой с элементами саморазрушения. Она быстро втягивается в это поведение, надеясь, что таким образом сможет привлечь внимание к себе. Однако на самом деле это лишь усугубляет её одиночество.
Отличный способ предотвратить подражание деструктивным блогерам — это разговоры о критическом мышлении и развитие информационной грамотности среди детей. Важно, чтобы они могли анализировать информацию, не воспринимая её как данность. Учителя и родители могут помочь в этом, вовлекая детей в открытые дискуссии о том, что они смотрят и с чем сталкиваются в интернете.
Важно помнить, что блогеры могут оказывать огромный эффект на молодое поколение, и задача взрослых заключается в том, чтобы направлять этот эффект в позитивное русло. Разговоры, внимание и поддержка могут помочь подросткам осознать, что настоящая ценность заключается не в том, чтобы копировать поведение, а в том, чтобы находить свою уникальность и быть истинными собой.