Сегодня каждый школьник, начиная учебный день, часто попадает на свои школьные порталы: для проверки расписания, получения заданий или общения с учителями. Это привычная рутина, которая, к сожалению, таит в себе опасности, о которых не все знают. Один из самых распространенных методов обмана – фишинг, который изощренно маскируется под легитимные сайты.
Фишинг – это ловкий способ обмана, при котором злоумышленники создают копии известных веб-сайтов с целью кражи конфиденциальной информации, такой как логины и пароли. По статистике, в 2024 году фишинг стал основным методом киберпреступлений, составив 74% всех зарегистрированных атак в образовательной сфере. Школьники, не имея достаточного опыта и знаний о кибербезопасности, становятся легкой мишенью для таких манипуляций.
Как это работает?Представим ситуацию. Аня, 14 лет, активно использует школьный портал для общения с классом и получения домашних заданий. Однажды получает сообщение от своего «учителя» с ссылкой на новый вебинар. Она, не задумываясь, переходит по ссылке и попадает на сайт, который выглядит почти идентично школьному порталу. Однако это обман! Не зная об этом, Аня вводит свои данные, и через несколько минут её аккаунт оказывается под контролем злоумышленников.
Поддельные сайты и их уловкиПодделка сайтов становится всё более изощренной. Злоумышленники используют технические средства и графические редакторы, чтобы создать точные копии легитимных ресурсов. Практически невозможно с первого взгляда отличить подделку от оригинала. Примечательно, что 32% школьников могут не заметить разницу и ввести свои данные на таком сайте, став жертвой фишинга.
Важно отметить, что фишинг – это не только техническая, но и психологическая проблема. Дети, находясь в сети, могут чувствовать себя в безопасности и доверчиво относиться к информации. Этот доверительный подход используется злоумышленниками. Школьники часто не осознают, что перед ними может стоять не только друг или учитель, но и опасный манипулятор.
Как защитить себя и своих детей?Образование является ключом к безопасности в цифровом мире.
Защита от фишинга начинается с обучения. Родителям следует беседовать с детьми о кибербезопасности:
Когда Надежда, школьный психолог с 10-летним опытом, узнала о нападении с фишингом на одного из ее учеников, она поняла, что необходимо провести уроки по кибербезопасности в своем классе. Она начала с простых вещей, показывая ученикам, как распознавать подделки. К концу семестра, её класс стал образцом для других, активно делясь своими знаниями и опытом о фишинге.
ЗаключениеФишинг на школьных порталах представляет собой серьёзную угрозу для учеников. Обучение и осведомлённость – это те инструменты, которые помогут им оставаться в безопасности в цифровом мире. Необходимо помнить, что за каждым кликом может скрываться риск, и важно учить детей быть внимательными и осторожными.