Школа сегодня, кажется, совсем не помогает ученикам в выборе профессии. Многие выпускники оказываются в замешательстве, не зная, каким путем пойти после завершения учебы. В начале одиннадцатого класса, когда школьники должны определиться с предметами для ЕГЭ, многие из них остаются без четкого представления о своих будущих профессиях. Это создает серьезные препятствия на пути к успешной карьере.
Итак, что же происходит? Как показывает практика, лишь 20% учеников после завершения изучения общих предметов могут уверенно сказать, кем они хотят стать. Для остальных же даже элементарные тесты по профориентации оказываются неэффективными. В моем классе, например, проводили всего один тест, который задавал вопросы вроде «Тебе нравится общаться с людьми?» Однако конкретной информации о профессиях это не дало. В итоге 80% моих одноклассников не смогли определиться с выбором.
Это не единичный случай. По данным исследования 2024 года, более 60% выпускников школ по всей стране не уверены в своем профессиональном будущем. Базы данных профессий, которые доступны в школах, зачастую устарели. А некоторые учителя просто не знают, как правильно направить детей. В результате, вместо конкретных шагов, ученики получают лишь общие рекомендации.
Личные интересы и выбор профессииМногие школьники начинают искать информацию о профессиях самостоятельно. Например, один из участников нашего проекта, 17-летний Ваня, решил, что хочет стать разработчиком. Он изучил информацию о профессиях в интернете, проанализировал свои интересы и даже понаблюдал за работой знакомых в этой сфере. Это позволило ему принять осознанное решение. Однако такие истории — исключение, а не правило.
Сложность выбора профессии заключается в том, что многие выпускники не учитывают свои личные интересы. Часто они идут по пути наименьшего сопротивления, следуя советам друзей или старших родственников. Например, если в семье все работают врачами, то обычный подросток может решить стать врачом, даже если не имеет к этому призвания. Это рождает целые поколения людей, которые не любят свою работу и не видят в ней смысла.
Родители играют важную роль в формировании профессиональных амбиций детей. Однако давление со стороны семьи может привести к тому, что ребенок начинает воспринимать выбор профессии как обязанность. Он не учитывает свои сильные и слабые стороны, а просто следует тем путям, которые уже проложила его семья. Это приводит к тому, что каждый год вузы выпускают тысячи специалистов, которые не желают работать по специальности.
По статистике, 30% выпускников профессий в России работают не по специальности, а это означает, что у нас образуется дефицит специалистов в определенных сферах. Таким образом, страдают как сами выпускники, так и экономика в целом. Является ли такой выбор удачным? Вопрос риторический.
Проблема профориентацииПроблему с выбором специальности можно решить, создав тематический портал, который будет нацелен на помощь школьникам в профориентации. Его главными функциями должны быть тесты на профориентацию и возможность общения с представителями интересующих профессий. Представьте себе, что школьники могут пройти тест, который определит их личные качества и предпочтения, а затем получат интеллект-карту с подходящими специальностями.
Далее портал предоставит информацию о том, что делают специалисты в этих профессиях, каковы их обязанности и на какую зарплату можно рассчитывать. Часть материала можно будет представить в формате видео, где специалисты расскажут о плюсах и минусах своей работы. Это создаст более полное представление о выбранной профессии и поможет школьникам сделать более обоснованный выбор.
Встречи с профессионаламиСледующий этап — это возможность записаться на встречи с представителями профессий. Школьники смогут увидеть реальную работу специалистов, задать свои вопросы, а также понять, насколько эта работа подходит им. Такой подход поможет более глубоко погрузиться в профессию и получить представление о том, как будет выглядеть их будущая карьера.
Польза для исследованийКроме того, такой ресурс может стать интересной базой для социологических исследований. Выпускникам можно будет задавать вопросы о том, кем они работают, и рассчитывать конверсию с платформы в реальные специальности.
Рекомендовать такой сайт стоит с девятого класса. Он способен помочь не только тем, кто поступает в вузы, но и абитуриентам колледжей. Использовать платформу лучше всего с родителями, которые смогут помочь принять более взвешенное решение.