Нынешние дети, выросшие в эпоху новых технологий, находятся на стыке реального и виртуального миров. Для них экран — это не просто стекло, это дверь в бесконечный космос возможностей, где легко потеряться. В 2024 году наблюдается острая необходимость разобраться, почему «цифровые» дети путают реальность и симуляцию, и как это может сказаться на их психическом и эмоциональном развитии.
В одном из детских садов Москвы психолог Наталья Петровна проводила занятия по эмоциональному интеллекте. На одном из таких уроков она заметила, как пятилетний Саша, увлеченный играми на планшете, с легкостью отвечал на вопросы о персонажах из любимого виртуального мира, но крайне затруднялся описать свои чувства. Вопрос к другим детям: «Что вы чувствовали, когда мама уехала на работу?» — вызвал тишину, в то время как воспоминания о виртуальных приключениях лились рекой.
Это не единичный случай. Основная проблема заключается в том, что многие дети не умеют разделять реальный мир и мир, созданный в играх или на экранах. Психолог Мария Ивановна из Санкт-Петербурга приводит в пример 10-летнего Ивана, который постоянно играл в онлайн-игры. Однажды во время игры он потерял своего персонажа и заплакал, как если бы это была настоящая потеря. В его голове, как объясняет специалист, произошла полная идентификация с цифровым героем, что привело к сильным эмоциональным переживаниям.
Согласно исследованиям, проведенным в 2024 году, до 90% детей имеет доступ к цифровым устройствам. Беспроводной интернет, смартфоны, планшеты и игровые консоли стали привычными спутниками. В этом виртуальном пространстве дети испытывают множество эмоций: от восторга при выигрыше до страха и разочарования при проигрыше. Эти эмоции, хоть и вызываются игрой, могут иметь реальные последствия.
Алексей, 12-летний участник нашего проекта, рассказывает, как однажды после долгого игрового марафона он не мог уснуть. В его голову лезли образы врагов из игры, и он начал ощущать реальный страх: «Вдруг они придут за мной?» В этом случае мы видим, как мир цифровых технологий и реальность переплетаются, порождая эмоции, которые сложно контролировать.
Совсем не редко, дети привязываются к виртуальным персонажам. Они начинают идентифицировать себя с ними, это может быть как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Например, девочка по имени Настя, 9 лет, стала верить, что, играя в свою любимую игру, она может решать любые проблемы. Однако, когда она столкнулась с реальными трудностями в школе, ей стало трудно справляться без «суперсил», которые она имела в игре.
Настя даже пыталась «включить» свои игровые навыки, когда ей нужно было решить математическую задачу. Таким образом, виртуальные персонажи становятся не просто частью досуга, но и образцами для подражания, либо источником завышенных ожиданий.
Цифровые дети часто сталкиваются с трудностями в общении. Виртуальные взаимодействия становятся нормой, и навыки «живого» общения начинают угасать. Психологи замечают, что у детей, проводящих много времени в играх, возникает дефицит эмоциональной грамотности. Они не умеют распознавать и выражать свои эмоции в реальной жизни.
Недавний кейс из школы в Казани занимает особое место. Учительница заметила, что один из учеников, Сергей, не может объяснить, почему он расстроен из-за того, что его друг не пришел на празднование дня рождения. Он говорит: «Я не знаю, может, мне просто грустно». Это как раз тот случай, когда виртуальные персонажи могут «разговаривать» и «чувствовать», а у реального человека возникают трудности с выражением своих эмоциональных состояний.
Важно помогать детям находить баланс между виртуальным и реальным мирами. Так, рекомендую внедрять в повседневную жизнь следующие практики:
Перед нами стоит задача: помочь «цифровым» детям осознать, что реальная жизнь полна интересных моментов, которые нельзя заменить никакой игрой. Важно учить их различать, где проходит грань между реальностью и симуляцией, чтобы вырастить эмоционально полноценное поколение.