Каждый раз, когда звучит вопрос об уровне доверия подростков к фактам и мнениям, особенно касающимся пандемии COVID-19, трудно не задуматься о причинах этого явления. Не одна школа столкнулась с ситуацией, когда ученики искренне верят в теории заговора и фейковые «исследования», уверяя, что все это — лишь обман. В чем же причина такой уверенности?
В интернете можно найти множество видео с разоблачениями, в которых люди, называющие себя экспертами, утверждают, что COVID-19 — это выдумка. Эти ролики стремительно набирают популярность, и нередко школьники, обмениваясь ссылками, становятся частью этой информационной цепи. Например, в одном из роликов, получившем более миллиона просмотров, утверждается, что вакцины содержат чипы для контроля над человечеством. Несмотря на абсурдность таких заявлений, подростки с энтузиазмом пересказывают их друг другу.
Согласно исследованиям, проведенным в 2024 году, около 38% подростков в России сообщили, что им известны случаи, когда их сверстники верили в такие фейки. Почему же они поддаются этой манипуляции?
Давайте вспомним историю одного из участников образовательного проекта. Сергей, 16 лет, всегда был активным пользователем социальных сетей. В один момент он увидел видео, где какой-то «эксперт» утверждал, что вакцинация — это мировой заговор.
«Слушай, а ты знал, что прививки — это просто способ нас контролировать?» — сообщил Сергей своему другу Артему, с энтузиазмом рассказывая о ролике.
Aртем, который был расстроен из-за постоянных слухов о COVID, начал сомневаться в своих представлениях. Это обычная ситуация, когда мнение одного человека может оказать значительное влияние на других.
Важно, чтобы педагоги и родители разъясняли детям, каким образом различать факты и фейки. Вот несколько эффективных методов:
Сложная информационная среда, в которой живут дети и подростки, требует от них не только умения воспринимать информацию, но и критически к ней относиться. Эмоции, как и доверие к авторитетам, играют значительную роль в этом процессе. Задача родителей и педагогов — не только предоставить факты, но и создать атмосферу, в которой обсуждение может происходить открыто и конструктивно.