В мире, где технологии стремительно развиваются, дети стали меньше времени проводить на улице и больше — за экранами своих телефонов. С каждым днём это становится все более заметным. Но что именно происходит с нашими детьми, когда их внимание уходит в виртуальную реальность?
По данным исследования, проведенного в 2024 году, подростки в России тратят в среднем по 4 часа ежедневно на использование смартфонов. Это означает, что за семилетний период, начиная с 2017 года, каждый из них потеряет более 10 000 часов своего детства! Для сравнения, это эквивалентно более чем одному учебному году, проведенному не в школе, а за экраном. Когда это осознаёшь, становится немного страшно.
Чем заняты наши дети?Давайте подробно рассмотрим, чем именно занимают себя современные подростки в интернете. По данным опросов, проведенных среди школьников в 2024 году, 70% из них заявляют, что основное время тратят на:
Если задуматься, то сколько времени можно было бы посвятить чтению книг, занятиям спортом, или просто общению с друзьями в реальной жизни? А ведь именно эти моменты формируют личность ребёнка, его восприятие мира и общественные навыки.
Рассмотрим историю одного из участников нашего проекта, 13-летнего Артёма. Когда Артём был младше, он увлекался рисованием и игрой на гитаре. Его дни были наполнены активностями на свежем воздухе и встречами с друзьями. Но как только он получил свой первый смартфон в 10 лет, всё изменилось. Сначала он стал играть в простые игры, затем увлёкся онлайн-играми, где проводил до 6 часов в день.
Артём перестал писать свои истории и рисовать. Он общался со школьными друзьями только через мессенджеры вместо того, чтобы встречаться с ними в парке. Через год его увлечение приводило не только к ухудшению успеваемости, но и к потере интереса к своим старым хобби. «Когда я играю, я чувствую себя счастливым, — говорит он. — Но потом приходит чувство пустоты». В этом состоянии Артём продолжал проводить всё больше времени за экраном. Как следствие, его реальные жизненные интересы ушли на второй план.
По оценкам психологов, 80% детей проводят своё время в параллельной реальности, забывая о настоящем мире. Разговор с родителями превращается в рутину, а прогулки на свежем воздухе заменяются на виртуальные «побеги» в игровое пространство. Дети, как Артём, начинают испытывать проблемы с коммуникацией и эмоциональной привязанностью к окружающим.
Как справиться с ситуацией?Что же можно сделать? Возможно, некоторым родителям стоит переосмыслить подход к цифровым устройствам в жизни детей. Вот несколько рекомендаций:
История Артёма не уникальна. Многие дети сталкиваются с подобными трудностями. Но стоит помнить, что изменения возможны. Всё начинается с осознанного подхода к использованию технологий. Возможно, завтра ваши дети смогут заново открыть для себя мир, который находится за пределами экранов. Каждый из нас может способствовать тому, чтобы вернуть детям их детство, полное эмоций, радости и настоящих впечатлений.