Сегодня расскажем про одного из титанов карьерной техники — БелАЗ-75710. Самый большой в мире карьерный самосвал, поставивший рекорд в Книгу Гиннесса, восхищает масштабами, мощью и амбициями белорусских инженеров. Но за внешним великолепием скрываются сложности и проблемы, о которых не так часто говорят вслух. Что именно не так с этим монстром на колесах, почему он стал культовой, но при этом спорной машиной — поехали разбираться!
БелАЗ — один из флагманов инженерной мысли Беларуси, который родился в далёком 1948 году. За свою историю завод выпустил множество карьерных самосвалов, каждый из которых становился новым шагом в эволюции грузоподъемности и технологий.
После распада СССР завод не только не потерял темп, но и вышел на международный уровень — техника БелАЗа работает в России, Казахстане, Вьетнаме, Пакистане и даже на Филиппинах.
Этот самосвал — это не просто грузовик, а настоящее чудо инженерии. Представленный в 2013 году, он мгновенно установил планку грузоподъемности в 450 тонн, что соответствует грузу в 9 полностью нагруженных КАМАЗов. Его размеры поражают:
Для сравнения, самосвал весит как 840 легендарных ВАЗ-2101 — «Копеек» наших дедов.
БелАЗ-75710 оснащён двумя дизельными двигателями MTU DD 16V4000 мощностью около 4600 лошадиных сил. Но главная фишка — электропривод, управляющий всеми 8 колёсами с шинами размером 59/80R63, каждая весит 5,5 тонны!
Расход топлива — потрясающие 1300 литров дизеля на 100 км, а бак вмещает два по 2800 литров каждый. Для России, где дизель стоит примерно 45 рублей за литр, это свыше 250 тысяч рублей за одну полную заправку!
Высота в 8,26 м — машина просто не пролезет под мостами, эстакадами и линиями электропередач. Ширина почти 10 метров не позволяет обычное двухстороннее движение, нужно устраивать реверсивное, что существенно замедляет перевозки.
Радиус разворота ощущения не создаёт — колоссальные 19,8 м. В реальных условиях карьерного рельефа это почти головоломка для водителей и инженеров.
Даже на испытаниях машина едва добирается до 64 км/ч с грузом. В карьерах же скорость ограничена до 20-30 км/ч, и этого достаточно. Но осознание, насколько громоздок и медлителен БелАЗ-75710, режет глаз.
Одна смена подразумевает расход в 1300 литров дизеля. Плюс регулярная замена масла, охлаждающей жидкости, гидравлики — суммы растут на глазах. Не забывайте, что двигатели являются частью электрогенерирующей системы для всей машины, и их нельзя просто заглушить на остановках, что ещё больше увеличивает расходы.
Невозможно быстро перебросить этот монстр на другой карьер. Если участок разрабатывается или истощается, перевозка БелАЗа-75710 требует разборки, транспортировки и повторной сборки – очень дорого и долго. К тому же придется строить новую дорожную сеть под его размеры и вес.
БелАЗ-75710 — это не трактор, который может починить любой мастер. Запчасти валяются по заказу месяцами, а замена даже одного 5,5-тонного колеса — это сверхсложная операция. Поломки могут легко парализовать работу карьера на дни. И с учётом веса и нагрузки — износ деталей впечатляет.
"Проходил испытания у нас на разрезе… к сожалению, машина оказалась не жизнеспособной… экономически не выгодна эксплуатация данной техники. Основная причина — необходимость менять всю дорожную сеть под вес-габариты данного БелАЗа, ну и от БелАЗа по сути только марка. Начинка импортная — дорого! После года эксплуатации — поставлен на вечный прикол в 2014 году. В 2018 году списан и разрезан на металлолом... Всего собрано было 3 единицы, 4-я так и осталась незавершённой. Всего 2 машины были в эксплуатации. Неудачная судьба у данного БелАЗа. Больше для пафоса и рекорда был реализован данный проект." — Дмитрий Казутин, водитель БелАЗ-75710
Ответ прост: чтобы показать возможности, сделать шаг вперёд в технологиях и инженерии. БелАЗ-75710 — символ амбиций и уникальный опыт, в котором найдены решения, ранее неведомые карьерной технике.
Хотя задуман он как машина, призванная заменить несколько десятков меньших самосвалов, на практике он оказался слишком специализированным с точки зрения инфраструктуры и затрат.
БелАЗ-75710 — это книга достижений и вызовов одновременно. С одной стороны, без преувеличений, самый большой и мощный двухосный карьерный самосвал в мире, который впечатляет цифрами и инженерными решениями.
С другой — очень специфический, дорогой в эксплуатации и ремонте, требующий особых условий эксплуатации гигант. Именно из-за этого всего за 11 лет с 2013 по 2024 год было выпущено всего 5 таких машин, и сегодня ни одна из них не работает на российских карьерах.
Этот кейс — пример, как масштаб и амбиции могут сталкиваться с экономикой и практичностью. Но, без сомнений, БелАЗ-75710 вошёл в историю и дал бесценный опыт для будущих проектов.
Друзья, как вы считаете — стоит ли в будущем делать подобные «монстры» или лучше сосредоточиться на более универсальной и экономичной технике? Может, такие гиганты — лишь красивые рекордсмены для имиджа, а не реально нужные машины для карьеров?
Поделитесь своим мнением в комментариях — ваше видение очень важно для нашего обсуждения!
Спасибо, что дочитали до конца — лайк и репост этого материала помогут нам создавать еще больше интересных статей!