Office Address

123/A, Miranda City Likaoli
Prikano, Dope

Phone Number

+0989 7876 9865 9
+(090) 8765 86543 85

Email Address

info@example.com
example.mail@hum.com

Шарик смерти за кабиной Су-57 раскрыт

Шарик смерти за кабиной Су-57 раскрыт

  • 05 ноября 2025

Sun, 26 Oct 25 00:36:03 +0300

Каждый, кто хотя бы раз видел фотографии или видео с российским истребителем пятого поколения Су-57, наверняка не мог не заметить странный стеклянный шарик, который медленно вращается прямо за кабиной пилота. Порой кажется, будто это какой-то футуристический элемент дизайна, но на деле — это передовая технология, которая может решать судьбы воздушных боёв. Что же это за загадочный шарик, и почему он вызывает столько вопросов?

Что скрывается за стеклянной сферой

Этот причудливый стеклянный шарик — на самом деле система направленного инфракрасного противодействия (DIRCM), известная в российской авиации под обозначением 101КС-О. Она предназначена для борьбы с современными ракетами класса «воздух-воздух», которые наводятся на тепло двигателя истребителя, используя инфракрасные датчики.

В отличие от обычных пассивных систем защитного излучения, которые просто создают помехи или дым, система DIRCM активно "ослепляет" инфракрасные головки самонаведения ракет. Как? За счёт мощных импульсных лазеров или инфракрасных ламп, которые направленно освещают ракету и вводят её в заблуждение, заставляя двигаться в сторону или сбрасывать захват цели.

Как устроена и работает система 101КС-О

  • Расположение: Шарик расположен за кабиной пилота, при этом в нижней части носа самолёта расположены дополнительные излучатели. Такое размещение даёт максимальный обзор в зонах, откуда могут прийти угрозы.
  • Технические характеристики: В основе лежат высокочастотные ксеноновые лампы и лазеры, которые за доли секунды направляют мощный инфракрасный поток на обнаруженную ракету.
  • Автоматизация: Система полностью интегрирована в бортовой комплекс самолёта и связана с РЛС и ИК-датчиками, что позволяет обнаруживать угрозы в радиусе до 50 километров и реагировать мгновенно.

По данным на 2025 год, эффективность подобных систем увеличивает вероятность спасения самолёта от инфракрасных ракет до 90%, что в условиях современного боевого применения — фантастический показатель.

Почему DIRCM на истребителе — это революция

До Су-57 активные направленные помехи внедрялись в основном на военно-транспортные самолёты и вертолёты с относительно низкой манёвренностью. Китайские Z-10 и Z-20 — отличные примеры таких платформ. Для них DIRCM — практически стандарт безопасности.

Однако у истребителей, особенно таких манёвренных и быстрых, как Су-57, проблемы обеятельны:

  1. Манёвренность. Быстрые повороты и смены курса осложняют точное наведение лазерной системы на ракету.
  2. Малозаметность. Башня с вращающимся шариком — потенциально уязвимый элемент, который может ухудшить стелс-эффект самолёта.
  3. Сложность интеграции. Система должна работать не только быстро, но и в тесной связке с другими средствами РЭБ и ПВО самолёта.

В этой связи российские инженеры совершили настоящий технологический подвиг, умудрившись установить систему DIRCM на истребитель пятого поколения с сохранением его основных боевых качеств и манёвренности.

Путь России к лидерству в DIRCM для истребителей

В мире лишь Россия сегодня ставит подобную систему на одном из самых передовых истребителей. США и Китай, несмотря на свои бюджеты и технические возможности, пока сомневаются в необходимости DIRCM на таких скоростных платформах. Эксперты из Пентагона и Народно-освободительной армии Китая считают, что эффекта от DIRCM в условиях молниеносных воздушных боёв будет мало. Они делают ставку на системное прикрытие истребителей группой и вертолётами с DIRCM.

Тем временем в России корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и НПК «Калина» продолжают совершенствовать 101КС-О, увеличивая скорость реакции, точность и минимизируя влияние на малозаметность.

По сведениям на 2025 год, в планах другая инновация — интеграция нейросетевых алгоритмов для распознавания и классификации ракет в режиме реального времени, позволяющая ещё эффективнее бороться с угрозами.

Как это работает в реальных условиях?

Истории из первых полётов Су-57 с DIRCM показывают удивительную эффективность системы. Например, во время учений в Сибири в 2024 году, когда на тренировочном районе были выпущены десятки ракет-мишеней с инфракрасным наведением, только с помощью 101КС-О было успешно «ослеплено» более 85% целей. Это значит, что пилоты смогли продолжить выполнение задачи, не теряя контроля и не попадая под удар.

Кроме того, российские военные отмечают, что наличие такой системы психологически укрепляет бойцов. Пилоты Су-57 чувствуют себя увереннее в зоне боевых действий, ведь за их спиной — настоящий «невидимый щит».

Что ждёт будущее?

Без сомнения, системы DIRCM станут стандартом для истребителей будущего. Российский опыт с Су-57 уже задаёт тон всему миру, показывая, что инновации в области активной защиты — не просто необходимость, а ключ к выживанию и победе в воздушных боях.

Кстати, внедрение подобных систем уже приводит к изменениям в тактике воздушного боя и разработке новых вооружений. Появляются ракеты с улучшенными алгоритмами обхода лазерных помех, что, безусловно, стимулирует новый виток гонки вооружений.

Заключение

Таким образом, загадочный быстро вращающийся стеклянный шарик за кабиной Су-57 — это не просто деталь, а одна из самых передовых и уникальных систем защиты в мире. Она воплощает в себе дух технического прогресса, патриотизм и стремление российских инженеров к инновациям. Помимо технических характеристик, этот элемент говорит и о философии российского военно-промышленного комплекса: лучше быть на шаг впереди, чтобы защитить тех, кто стоит на страже мира и безопасности Родины.

А вы как думаете, способна ли такая система изменить ход боевых действий будущего или это всего лишь красивый, но спорный технологический элемент? Ждём ваших мнений и обсуждений в комментариях!