Паранжа — это слово, которое сразу вызывает в голове образ полной закрытости, тайны и, нередко, противоречий. Каждый, кто хоть немного интересуется историей и культурой Ближнего Востока и Центральной Азии, слышал о ней — длинном одеянии, скрывающем тело и лицо женщины, с узкой сеточкой на глазах. Но так ли она связана с исламом? Кто придумал этот традиционный наряд и почему вокруг него столько споров? В 2024 году этот вопрос не потерял своей остроты.
Паранджа — не изобретение ислама. Это факт, который часто упускают из виду в популярных дебатах. Задолго до появления мусульманской религии, в древних цивилизациях уже существовали практики полного или частичного сокрытия женского тела и лица.
Так, в Ассирии XIII века до н.э. были законы, которые строго регулировали, кто из женщин обязан носить покрывало. По одному из таких кодексов, знать и жены знати были обязаны ходить с вуалью, в то время как рабыням и женщинам низкого положения это было запрещено. Нарушение каралось телесным наказанием. Таким образом покрывало сигнализировало не просто скромность, а социальный статус и «принадлежность» к семье.
В древнем Иране эпох Ахеменидов и Сасанидов история повторялась — аристократки обязательно закрывались на публике, в то время как простые женщины могли позволить себе большую свободу в одежде. Византийские дамы тоже культивировали традицию покрывать голову — знак благородства и зачинающейся моды на скромность.
«Покрытие лица и тела — это не только религиозный, а скорее культурный маркер, прочно укоренившийся в традициях региона.»
Ислам возник в VII веке, и унаследовал множество локальных обычаев, включая нормы одежды. В Коране нет прямого требования носить паранджу как таковую. Например, знаменитая сура 24:31 советует женщинам «опускать свой покров на грудь» и не выставлять напоказ украшения, но конкретных деталей о форме одежды там нет.
В эпоху развития фикха (исламского права) и распространения ислама за пределы Аравии, местные традиции были адаптированы под религиозный канон. Например, в Средней Азии, где сложилась уникальная система патриархальных норм, паранджа стала привычной одеждой, а в Афганистане — бурка (классический наряд, полностью закрывающий женщину).
Важно подчеркнуть — в мире ислама нет единой универсальной формы женской закрытой одежды:
Это разнообразие говорит о том, что речь идет скорее о культуре, чем об однозначных религиозных предписаниях.
В 2024 году паранджа в классическом виде — длинное одеяние с сетчатой маской — встречается сравнительно редко. Однако в некоторых регионах она по-прежнему часть традиционной культуры:
Тем не менее, в арабских странах паранджа уступила место более современным и менее закрытым вариантам одежды — абайе и никабу. В России и странах СНГ мусульманки предпочитают хиджаб или платок. Особенно в российской глубинке, где ислам пришёл как гармоничное слияние веры и местных традиций.
В современном мире паранджа стала символом множества смыслов одновременно. Для одних — это форма религиозного самоопределения и защита от излишнего внимания. Для других — знак женского угнетения и запрета на личные свободы.
Например, в Афганистане, по многочисленным сообщениям правозащитных организаций, отказ носить бурку может обернуться насилием. Это уже не просто традиция, а инструмент контроля и подавления.
В странах Европы, включая Францию и Нидерланды, паранджу и никаб запрещают на законодательном уровне, ссылаясь на принципы светскости и безопасности. Эти запреты вызывают горячие споры — где грань между защитой свободы и ущемлением религиозных прав?
В России ситуация иная: здесь многообразие культур и религий уважается, а выбор в пользу закрытой одежды остаётся личным решением каждой женщины. Несмотря на это, вопросы дискуссий о парандже и женщинах в исламе также нередко поднимаются в обществе и медиа.
История паранджи — это не просто рассказ о ткани и одежде. Это сложная мозаика культур, религий и социальных норм, пронизанная тысячелетиями человеческих судеб. Паранжа — не изобретение ислама, а древний культурный феномен, который ислам лишь адаптировал.
Самое главное — осознать, что паранжа может быть как символом личной веры, так и инструментом давления. И этот выбор всегда должен оставаться за женщиной, без принуждения и насилия.
Свобода выбора — вот что определяет, где заканчивается вера и начинается угнетение.