Вы когда-нибудь записывали свой голос и с ужасом думали: «Да это же не я! Как я вообще могу так звучать?» Если да — смело считайте себя в компании миллионов. Удивительно, но почти каждый человек на планете испытывает этот диссонанс при прослушивании собственной речи на записи. Почему так происходит? Что же с нашим голосом, и почему он вдруг становится чужим?
Звуки, которые слышат остальные, рождаются в голосовых связках и распространяются по воздуху. Но слушая себя разговорчивого, мы слышим голос двумя путями.
Именно эта костная проводимость придаёт голосу для нас особенную "глубину" и "теплоту". Но на записи остаётся только звук через воздух — и тут начинаются неприятности. Голос на записи кажется выше, тоньше, иногда даже "пластиковым".
В психологии есть понятие эффект самовосприятия. Наш мозг хранит устоявшуюся версию голоса — ту, к которой мы привыкли и которую слышим в своей голове благодаря костной проводимости. Когда мы впервые слышим запись, эта версия резко не совпадает с тем, что реально слышим. Это вызывает когнитивный диссонанс — психологический дискомфорт.
«Да это не мой голос!» — внутренний крик любого человека, впервые прослушавшего себя на диктофоне.
В 2024 году российские исследователи из МГУ провели эксперимент на более чем 500 добровольцах из разных регионов страны. Они выяснили, что почти 85% участников негативно оценивали свой голос на записи, хотя в живом общении чувствовали себя уверенно.
Психология человека устроена так, что он привык видеть и слышать себя в определённом "унисонном" образе. Несовпадение того, что мы ожидаем, с записанным голосом — своего рода удар по нашей самооценке и восприятию.
К тому же, когда мы записываемся, эмоции и контекст несколько теряются. Не видно мимики, жестов — тех деталей, которые делают речь живой. Отсюда возникает ощущение неестественности и отчуждённости.
Кроме голоса, это схожее явление прослеживается с восприятием собственных фотографий или автографов — многие россияне нередко удивляются, насколько их подпись на бумаге и та, что они мысленно представляют, отличаются.
Мозг — это настоящий мастер оптимизации. Он «кэширует» привычные данные, чтобы упростить обработку информации. Голос — не исключение. Когда мы говорим в живую, мозг уже знает, как мы звучим, и воспринимает голос на основе «запомненного образа».
На записи — совершенно новая информация. Мозгу нужно время, чтобы «обновить» и принять новый формат. Поэтому первое впечатление от записи часто неприятно.
Стоит помнить: окружающие воспринимают ваш голос иначе. Для них он звучит именно так, как на записи, и зачастую это нормально и приятно. Переживать стоит меньше.
В нашей стране популярность подкастов, видеоблогов и онлайн-презентаций растёт стремительно. Российские блогеры и ведущие с 2024 года активно используют новые технологии для улучшения качества голоса. Понимание механизмов восприятия собственного голоса помогает лучше контролировать себя перед камерой и микрофоном, быть увереннее в публичной речи и даже улучшать коммуникации с коллегами.
Экспертный взгляд на голос — это не только про эстетику звука, но и про развитие навыков самопрезентации, которые востребованы в современном российском обществе.
Наш голос на записи кажется нам странным и нелюбимым не из-за объективных ошибок, а потому что мы слышим его иначе, чем привыкли. Это нормальная реакция мозга на новую информацию, которую легко преодолеть с практикой и пониманием.
Так стоит ли бояться своего голоса? Конечно, нет! Ведь каждый голос уникален и несёт в себе личность, эмоции и историю. Настоящее мастерство — научиться любить и использовать его во благо.