Office Address

123/A, Miranda City Likaoli
Prikano, Dope

Phone Number

+0989 7876 9865 9
+(090) 8765 86543 85

Email Address

info@example.com
example.mail@hum.com

Почему ребёнок дружит онлайн, но молчит в реальности

Почему ребёнок дружит онлайн, но молчит в реальности

  • 26 июля 2025

Виртуальный мир становится всё более притягательным для современных детей. Социальные сети, игровые платформы и мессенджеры дают возможность общаться, обмениваться идеями и весело проводить время. Но парадокс заключается в том, что многие дети, активно дружащие в интернете, испытывают затруднения в общении в реальной жизни. Как это объяснить? Почему они могут свободно делиться своими мыслями через экран, но не способны на такой же открытый разговор лицом к лицу?

Риски виртуальной социализации

Существуют определённые риски, связанные с виртуальной социализацией. С одной стороны, платформы для общения могут помочь детям завести друзей, находя единомышленников за пределами своей школы или района. С другой стороны, из-за взаимного анонимитета и дистанции, общение в интернете может стать поверхностным и неискренним.

В 2024 году исследования, проведённые среди подростков в России, показали, что более 60% респондентов предпочитают общение в онлайн-пространстве общению в реальной жизни. Но из них 40% признались, что испытывают трудности в живом общении. Это может быть связано с тем, что в виртуальном мире ребёнок может «фильтровать» свои слова, а в реальности этот контроль теряется.

Проблема самовыражения

Немало детей, общаясь в интернете, находит свою «зону комфорта» — они могут создавать аватары, выбирать фотографии, которые им нравятся, и использовать стикеры вместо слов. Будучи за экраном, легче скрыть свои недостатки и прятать эмоции. Однако такая форма общения может привести к тому, что ребята начинают избегать реального контакта.

Например, история Вани, пятнадцатилетнего школьника, показывает, как случается такая трансформация. Он попал в интернет-группу по любимой игре и завёл множество виртуальных друзей. Они общались о стратегии, новых обновлениях и даже делились личными историями. Но каждый раз, когда Ваня пытался подойти к кому-то из своего класса или завести разговор с новой девочкой, он терял уверенность. «Почему-то в интернете я могу сказать намного больше, а в жизни просто теряю слова», — признался он своему наставнику.

Страх и тревога перед общением

К сожалению, многие дети сталкиваются с проблемой, как страх перед общением. Это может быть следствием низкой самооценки или страха быть непонятыми. Психологические исследования показывают, что у детей, проводящих много времени в интернете, наблюдаются более высокие уровни социальной тревожности по сравнению с их сверстниками. Каждый день они просматривают идеальные жизни других людей, сравнивают себя с ними и испытывают чувство неполноценности.

Другим примером может служить история Маши, учащейся одиннадцатого класса. Она ежедневно переписывалась с друзьями, делилась своими мыслями и увлечениями, но, когда дело касалось обсуждений в школе, часто уходила от разговора. «Даже если во время уроков я знаю ответ, мне страшно говорить вслух», — делилась она с психологом. Страх быть осуждённой или непонятой не позволяло Маше раскрыться в итоге.

Психологическая подготовка и поддержка

Важной задачей родителей и педагогов является создание комфортной атмосферы для общения детей. Необходимо поддерживать их в желании развиваться и понимать, что общение — это навык, который требует практики.

На тренингах и групповых занятиях можно предложить детям ролевые игры, которые помогут им научиться взаимодействовать с другими без страха. Психологи советуют организовывать мероприятия, где подростки будут делиться своими интересами и увлечениями, учась при этом контактировать друг с другом.

Как родители могут помочь?

  • Создайте безопасную среду для обсуждений. Разговаривайте с детьми на различные темы, показывая, что их мнение важно.
  • Поощряйте участие в групповых активностях, будь то кружки по интересам или спортивные секции.
  • Убедитесь, что у детей есть возможность делиться своими переживаниями. Подходите к этому деликатно, без осуждения.
  • Обсуждайте виртуальные истории, подготовленные для воспитания навыков критического мышления.

Ключевым аспектом является то, чтобы не ставить детей в ловушку, заставляя их бояться ошибок. Ошибки — это часть роста.

Заключение

Некоторые дети находят комфорт в онлайн-дружбе, но важно помнить, что реальное взаимодействие — это ключ к личностному развитию и взаимопониманию. Поддержка, понимание и открытое общение помогут детям раскрыть свой потенциал и улучшить навыки общения как в виртуальной, так и в реальной жизни.