В одном из московских лицеев произошёл случай, который взбудоражил не только учеников, но и их родителей. Один из учеников, Максим, был вовлечён в школьный «розыгрыш», где его заставили делать нелепые вещи, а остальные наблюдали и смеялись. На первый взгляд, это выглядело безобидной игрой, но последствия оказались серьёзными. Его стыд и унижение оставили глубокий след. Подобные ситуации происходят не только в столице, но и в других городах страны. Почему же дети участвуют в таких «играх», нанося себе душевную рану?
Как ни парадоксально, одним из основных факторов, толкающих детей на участие в подобных ситуациях, является стремление к социальному одобрению. С самого детства каждый из нас стремится быть частью группы, социальных кругов, классов. Это стремление оказывает сильное влияние на поведение детей. Кажется, что для того, чтобы быть принятым в коллектив, нужно сделать что-то «крутое» или «прикольное». Иногда это подразумевает готовность унизить кого-то, в том числе и себя.
Как же происходит этот процесс? Сначала ребёнок видит, как кто-то из группы получает любовь и внимание за счёт «забавных» шуток над другими. Затем, он начинает осознавать, что если хочет стать «своим» в компании, ему тоже нужно «участвовать». В таком «сообществе» одобрение становится тем самым наркотиком, от которого трудно отказаться, но он же и ведёт к болезненным последствиям.
Среди молодежи присутствует страх оказаться вне общества. В случае Максима, он боялся, что если откажется участвовать в розыгрыше, его не примут в компанию. Этот страх передачи негативной оценки может оказаться сильнее страха потери собственного достоинства или даже тактильного унижения. Через унижения выстраивается «иерархия» в ребячьей группе, где «сильные» могут делать всё, что угодно, а «слабые» должны подстраиваться.
«Я просто хотел быть как все. Я не думал, что это будет так плохо», – рассказывает Максим.
Часто унижения происходят в таких формах, которые за пределами группы могут казаться смешными или даже безобидными. Однако в локальном контексте это может представлять собой настоящую травму. Когда дети участвуют в таких розыгрышах, они могут не осознавать, что их действия могут привести к серьёзным последствиям.
Максим, чувствуя себя изолированным, стал замыкаться в себе. Его оценки начали падать, а общение с друзьями свелось к минимуму. Как эмоциональный ответ на унижение, он начал искать утешение в играх и интернете, где нашёл ещё более токсичное пространство.
Для того чтобы предотвратить подобные случаи, важно учить детей осознавать свои чувства и понимать, как справляться с эмоциями. Нужны открытые обсуждения в классах на темы дружбы, уважения и границ. Они должны понимать, что смех над кем-то может привести к печальным последствиям.
Важно создавать атмосферу, где каждый может быть услышан и понят, где унижение не станет нормой, а дружба — опорой.
Изменения необходимы на уровне общества. Нужно активно обсуждать и развенчивать мифы о том, что унижение ради шутки – это нормально. На уровне СМИ и образования можно продвигать истории о тех, кто смог преодолеть сложности и построить крепкие связи без насмешек над другими. Например, можно привести примеры знаменитостей, которые делятся историями о том, как важно поддерживать друг друга и проявлять уважение.
Если каждый из нас начнёт проявлять заботу и внимание к окружающим, мы сможем изменить обстановку и сделать мир более дружелюбным. Это возможно даже в школьной среде, где дружба и поддержка могут стать основой для успешного общения.