Office Address

123/A, Miranda City Likaoli
Prikano, Dope

Phone Number

+0989 7876 9865 9
+(090) 8765 86543 85

Email Address

info@example.com
example.mail@hum.com

Дети и унижение: зачем они участвуют в розыгрышах?

Дети и унижение: зачем они участвуют в розыгрышах?

  • 21 июня 2025

В одном из московских лицеев произошёл случай, который взбудоражил не только учеников, но и их родителей. Один из учеников, Максим, был вовлечён в школьный «розыгрыш», где его заставили делать нелепые вещи, а остальные наблюдали и смеялись. На первый взгляд, это выглядело безобидной игрой, но последствия оказались серьёзными. Его стыд и унижение оставили глубокий след. Подобные ситуации происходят не только в столице, но и в других городах страны. Почему же дети участвуют в таких «играх», нанося себе душевную рану?

Психология одобрения через унижение

Как ни парадоксально, одним из основных факторов, толкающих детей на участие в подобных ситуациях, является стремление к социальному одобрению. С самого детства каждый из нас стремится быть частью группы, социальных кругов, классов. Это стремление оказывает сильное влияние на поведение детей. Кажется, что для того, чтобы быть принятым в коллектив, нужно сделать что-то «крутое» или «прикольное». Иногда это подразумевает готовность унизить кого-то, в том числе и себя.

  • Исследования показывают, что 70% подростков признавались, что они участвовали в ситуациях, когда кто-то страдал от унижения ради забавы.
  • Согласно данным психологов, именно желание получить одобрение сверстников заставляет детей принимать участие в нежелательных, порой даже агрессивных играх.

Как же происходит этот процесс? Сначала ребёнок видит, как кто-то из группы получает любовь и внимание за счёт «забавных» шуток над другими. Затем, он начинает осознавать, что если хочет стать «своим» в компании, ему тоже нужно «участвовать». В таком «сообществе» одобрение становится тем самым наркотиком, от которого трудно отказаться, но он же и ведёт к болезненным последствиям.

Страх исключения из общества

Среди молодежи присутствует страх оказаться вне общества. В случае Максима, он боялся, что если откажется участвовать в розыгрыше, его не примут в компанию. Этот страх передачи негативной оценки может оказаться сильнее страха потери собственного достоинства или даже тактильного унижения. Через унижения выстраивается «иерархия» в ребячьей группе, где «сильные» могут делать всё, что угодно, а «слабые» должны подстраиваться.

«Я просто хотел быть как все. Я не думал, что это будет так плохо», – рассказывает Максим.

Типы унижений и их последствия

Часто унижения происходят в таких формах, которые за пределами группы могут казаться смешными или даже безобидными. Однако в локальном контексте это может представлять собой настоящую травму. Когда дети участвуют в таких розыгрышах, они могут не осознавать, что их действия могут привести к серьёзным последствиям.

  1. Физическое унижение: это может быть подталкивание, физические шутки, которые причиняют боль.
  2. Вербальное унижение: оскорбления, насмешки, которые ранят душу и самооценку.
  3. Социальное унижение: исключение из круга, шутки за спиной, которые ведут к тому, что ребёнок становится «белой вороной».

Максим, чувствуя себя изолированным, стал замыкаться в себе. Его оценки начали падать, а общение с друзьями свелось к минимуму. Как эмоциональный ответ на унижение, он начал искать утешение в играх и интернете, где нашёл ещё более токсичное пространство.

Как предотвратить подобные ситуации?

Для того чтобы предотвратить подобные случаи, важно учить детей осознавать свои чувства и понимать, как справляться с эмоциями. Нужны открытые обсуждения в классах на темы дружбы, уважения и границ. Они должны понимать, что смех над кем-то может привести к печальным последствиям.

  • Учителя должны проводить уроки по эмоциональному интеллекту, помогая ученикам разобраться в своих чувствах.
  • Дети должны знать, что они могут обратиться за поддержкой к взрослым, когда сталкиваются с трудными ситуациями.

Важно создавать атмосферу, где каждый может быть услышан и понят, где унижение не станет нормой, а дружба — опорой.

Изменение стереотипов

Изменения необходимы на уровне общества. Нужно активно обсуждать и развенчивать мифы о том, что унижение ради шутки – это нормально. На уровне СМИ и образования можно продвигать истории о тех, кто смог преодолеть сложности и построить крепкие связи без насмешек над другими. Например, можно привести примеры знаменитостей, которые делятся историями о том, как важно поддерживать друг друга и проявлять уважение.

Если каждый из нас начнёт проявлять заботу и внимание к окружающим, мы сможем изменить обстановку и сделать мир более дружелюбным. Это возможно даже в школьной среде, где дружба и поддержка могут стать основой для успешного общения.