Школа, как и вся жизнь, полна эмоций. Каждый из нас помнит, как настойчиво искал одобрение своего учителя, как ждал похвалы от родителей за выполненные задания, выполняя домашние работы с особым усердием. Теперь же, в век цифровых технологий, учащиеся вместо этого получают множество лайков и комментариев в социальных сетях, которые, как оказалось, значительно меняют отношение к учебе.
Согласно данным опроса, проведенного среди 1000 учителей в 50 школах России в 2024 году, более 80% педагогов заметили, что свои усилия в учебе дети теперь сравнивают не с оценками учителей, а с лайками в социальных сетях. Что же происходит с мотивацией учащихся в этом цифровом океане?
Социальные сети как новая система оценкиДля большинства современных школьников лайки стали мерилом личной значимости. Один из опрошенных учителей, Сергей Владимирович, рассказывал о своем ученике, Диме. Дима всегда был примерным учеником с хорошими оценками. Но однажды, когда он выложил свою работу в "одноклассники" и получил за нее 15 лайков, он вдруг осознал, что эти лайки вызвали в нем больше радости, чем похвала учителя за пятерку. За этим последовал обратный эффект: Дима начал уделять больше времени своим постам в соцсетях, чем учебе.
Здесь мы имеем наглядный пример того, как социальные сети заменяют традиционные методы оценки. Каждый лайк — это не просто оценка, а признание, которое, по сути, стало более ценным для многих школьников, чем пятерки. На основе данных опроса, 75% учителей подметили, что учащиеся проявляют гораздо меньшую заинтересованность в учебе, если не получают "одобрительные знаки" в цифровом пространстве.
Как известно, мотивация делится на две категории: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация формируется из-за интереса и стремления к самосовершенствованию, а внешняя — из-за влияния окружающих: оценок, наград и похвал. В нашем случае, если ребенок получает больше удовольствия от лайков, его внутренняя мотивация стремительно угасает.
К примеру, Нина, ученица восьмого класса, начала уделять меньше внимания учебе, когда её пост о летнем отпуске собрал 300 лайков. Она решила, что создавать контент — более важное занятие, чем учёба. Ее учительница, Ирина Сергеевна, отмечает, что Нина, когда-то переводившая время на математику, теперь посвящает часы созданию и редактированию видео для своего канала.
Психологи утверждают, что социальные сети действуют на наш мозг, как наркотические вещества. Лайки вызывают выброс дофамина, вещества, отвечающего за чувство счастья. В результате, дети начинают зависеть от оценки в виде лайков и, конечно, перестают видеть ценность в настоящих знаниях.
Интересен случай Тани, ученицы девятого класса, которая потратила месяцы на то, чтобы собрать популярность в сети. За это время её школьные результаты резко упали, и в последствии она не смогла поступить в желаемую школу. «Я думала, что лайки — это то, что нужно, но теперь понимаю, что оценки важнее», — делится она.
Оценки без компетенцииВажным моментом является то, что при отсутствии внутренней мотивации, учащиеся могут получать высокие оценки, но не обладают полноценными знаниями. За последние три года более 60% опрошенных учителей заявили о том, что много детей предпочитают учить лишь те темы, которые могут быть полезны для получения "лайков" в социальных сетях, игнорируя действительно важные знания. Примеры: математические формулы, которые не имеют отношения к трендам, не интересны школьникам.
Проблема лишь усугубляется, когда эти "стратегии" становятся нормой, а образовательный процесс, по сути, превращается в механическую передачу информации без понимания смысла.
Социальные сети и реальная жизньВажно понимать, что социальные сети не являются абсолютным злом. Они могут не только отнять, но и подарить. Важным является баланс: если мы научим детей использовать социальные сети как инструмент, а не как цель, они смогут находить в них вдохновение.
Вернемся к Диме, который осознал, что учеба нужна для реализации своих целей. Он начал использовать свои навыки создания контента для создания познавательных роликов, обучающих его одноклассников. Это урок: лайки могут стать мотиваторами, если их соединить с реальными знаниями.
Как восстановить внутреннюю мотивацию?Возможно ли изменить эту тенденцию? Конечно, возможно! Главное — это работа учителей, родителей и самих детей, которые должны помнить, что знания и внутреннее развитие — это самое ценное, что может быть в жизни. А лайки — это лишь мимолетные призывы со стороны.