В мире авиации часто встречаются загадочные детали, которые вызывают немало вопросов даже у настоящих профессионалов. Один из таких — стеклянный шарик, быстро вращающийся за кабиной российского истребителя Су-57. Казалось бы, что это может быть? Красивый элемент дизайна? Необычный датчик? На самом деле его роль куда серьёзнее и важнее, чем просто украшение.
Этот шарик — часть уникальной системы направленного инфракрасного противодействия, известной под аббревиатурой DIRCM (Directional Infrared Counter Measures). В России её обозначают как 101КС-О. Эта система предназначена для защиты самолёта от инфракрасных ракет — тех самых, которые «смотрят» на тепло двигателей и пытаются их сбить.
Собственно, шарик — это вращающаяся платформа с установленными на ней высокомощными инфракрасными излучателями, которые быстро реагируют на угрозу. Если вражеская ракета с инфракрасным наведением приближается, система активирует лучи, которые буквально «ослепляют» тепловую головку ракеты, сбивая её с курса.
Неудивительно, что объяснение вызывает вопросы. Ведь обычно подобные системы ставятся на транспортные самолёты или вертолёты — у них больше пространства для размещения оборудования и меньше требование к малозаметности. А вот на истребителях такой аппарат — редкость. Су-57 стал первым в мире истребителем, оснащённым такой системой.
В 2024 году в мире активно ведутся разработки систем защиты от тепловых ракет. Известно, что около 40% всех потерь боевых самолётов в конфликте связаны с подобными ракетами «воздух-воздух» и переносными зенитно-ракетными комплексами.
Российская система 101КС-О — это не просто пассивный ловитель или тепловая ловушка. Благодаря ксеноновым лампам и лазерам система работает целенаправленно, выдавая инфракрасные сигналы, которые «запутывают» тепловую головку ракеты. Установлена она на двух ключевых площадках: под носом и за кабиной — где и находится этот стеклянный шарик.
За счёт вращения этот шарик обеспечивает обзор на 360°, что позволяет мгновенно отреагировать на угрозу вне зависимости от направления атаки. Это настоящая «глаза и уши» истребителя в инфракрасном спектре.
Дело в том, что для истребителя крайне важна малозаметность. Любое дополнительное оборудование, особенно заметное и быстро вращающееся, может разрушить эффект невидимости в радарных и инфракрасных спектрах. Китай и США, например, пока что предпочитают не рисковать — они ограничиваются установкой DIRCM на менее манёвренных самолетах и вертолётах.
Кроме того, истребителю с его резкими манёврами и высокой скоростью сложно обеспечить устойчивое слежение за угрозой для эффективной работы DIRCM. Как следствие — сомнения в эффективности таких систем на истребителях пятого поколения.
Но Россия пошла своим путём — и это выбор с большим стратегическим смыслом. Именно в условиях ведения современной войны, где каждое мгновение решает судьбу, такая система может спасти не одну жизнь и сохранить боеспособность самолёта.
Если взглянуть шире, DIRCM — это отражение глобального тренда на активную защиту. Традиционные теплоотражатели, ловушки и пассивные меры уже не дают нужного эффекта в борьбе с современными ракетами. Активные системы, подобные 101КС-О, способны вывести противника из равновесия.
Эксперты отмечают, что в 2024 году в российских войсках отмечен рост эффективности использования Су-57 именно благодаря таким инновациям. Боевые пилоты сообщают, что уверенность в защищённости самолёта значительно повысилась, что важно в напряжённых боевых условиях.
Безусловно, перед российскими инженерами стоит задача дальнейшего совершенствования технологии. Одним из вызовов остается оптимизация системы для работы при экстремальных манёврах. Также важно минимизировать оптическую заметность башни DIRCM — ведь малозаметность остаётся ключевым требованием к истребителям пятого поколения.
Тем временем западные и китайские коллеги продолжают исследовать разные варианты защиты: развитие новых материалов, интеграция ИИ для анализа угроз в реальном времени и создание новых видов активных помех.
Россия, опираясь на богатый опыт и собственные разработки, уверенно занимает лидирующие позиции в этой области. Судя по всему, уже в ближайшие годы мы увидим ещё более продвинутые системы, способные изменить баланс сил в авиации.
За кадром у каждого элемента современного боевого самолёта стоит целый коллектив инженеров, летчиков и исследователей. Разработка DIRCM для Су-57 — результат многолетней работы талантливых российских учёных, которые ежедневно доказывают: отечественная наука и производство способны конкурировать с мировыми гигантами.
Один из ведущих конструкторов системы, по рассказам инсайдеров, особенно гордится тем, что удалось создать оборудование, которое не только эффективно защищает самолёт, но и реально экономит жизни пилотов. Это не просто техника — это часть души и патриотизма, вложенного в развитие отечественного ВПК.
Так что же за шарик крутится за кабиной Су-57? Это не просто деталь или аксессуар — это символ передовых технологий и заботы о жизни российского пилота. Уникальная система DIRCM 101КС-О — первый в мире активный инфракрасный комплекс на истребителе пятого поколения, способный обмануть смертоносный инфракрасный взгляд ракеты. Российская авиация не только идёт в ногу с мировыми инновациями, но и зачастую опережает их.
А теперь вопрос к вам, уважаемые читатели: считаете ли вы, что активные системы инфракрасной защиты должны стать обязательным стандартом для всех истребителей пятого поколения или стоит искать другие пути повышения безопасности? Делитесь своим мнением в комментариях!