Mon, 18 Aug 25 03:40:03 +0300.
С теплотой можно вспомнить эпоху, когда в каждом доме стояла большая акустическая система, окружавшая музыку живым пространством. А сегодня? Сегодня в квартирах зачастую можно встретить лишь маленькие смарт-колонки или беспроводные наушники. Стало казаться, что стереозвук стал роскошью или даже пережитком прошлого. Почему?
Если задуматься, всего 10–15 лет назад понятие домашнего кинотеатра было почти что нормой для средней российской семьи. Конфигурации 3.1, 5.1, 7.2 — цифры, которые удивляли и притягивали любителей кино и музыки. Цифра 1 или 2 означала сабвуфер — басового монстра, который заставлял стены дрожать.
Но в 2024 году практически никто не стремится создавать такую сложную систему. Откуда такой откат?
«Люди сегодня выбирают удобство, мобильность и простоту, часто в ущерб качеству. Даже если колонки и заявляют стереозвук, это чаще маркетинг, нежели реальность», — отмечает Игорь Позняев, эксперт и автор проекта "Блог системного администратора".
Средний россиянин в 2024-м хочет просто включить музыку и получать удовольствие, не заморачиваясь с проводами, настройками и пространством. Поэтому умные колонки и беспроводные наушники одерживают победу — даже если в маленьком гаджете настоящий стереобазой и не пахнет.
Для настоящего стереозвука нужно минимум две колонки, расставленные на определённом расстоянии друг от друга. Создаётся ощущение объёма, ширина сцены, глубина звучания. А в компактных устройствах? Здесь, конечно, звучание пытаются усилить алгоритмами и цифровой обработкой, но это уже другая история — иммерсивный звук, а не чистое стерео.
Повседневная жизнь и стиль стали такими, что на полноценное прослушивание времени почти нет. Многие просто слушают музыку на бегу, в транспорте или на тренировке. Нужно, чтобы «играло», и можно было быстро переключиться на звонок или разговор.
И вот тут возникает главный парадокс — слышать стереозвук в маленькой колонке, которая у тебя в кармане, почти невозможно.
Российский рынок аудиооборудования в 2024 году пестрит разными решениями — от бюджетных до хайендовых. Но стоимость нормальной акустической системы с усилителем и сабвуфером легко превышает 50 тысяч рублей. Для многих это слишком дорого и неудобно. Тем более что качественные беспроводные наушники уже стоят от 10 до 30 тысяч, и этого хватает для большинства задач.
Стоит учесть и расходы на помещение: не в каждой московской хрущёвке или даже новостройке есть место для громоздкой техники, не говоря уже о соседях, которых может раздражать бас.
Когда-то в 90-х и нулевых из каждого окна лилась музыка — от дворовых хитов до классики. Сейчас всё иначе. Слушать громко музыку дома стало чуть ли не моветоном. Люди больше ценят тишину, личное пространство, страх причинить неудобство соседям.
Кроме того, большинство современных исполнителей — “однодневки”, число треков растёт в геометрической прогрессии, а качественный, глубокий звук для многих перестал быть целью. Сейчас важнее — вирусность и простой ритм для вечеринок или тренировок.
Но именно автомобиль стал в России 2024 года той неожиданной аудиофильской крепостью, где люди могут позволить себе наслаждаться звуком, не мешая никому и не настраивая сложных систем дома.
Стереозвук, как и прежде, живёт в сердцах настоящих ценителей и коллекционеров. Винил переживает настоящий ренессанс в России, продажи проигрывателей растут, почти как телевизоров. Это доказывает, что качественный звук нужен, но уже не массовому слушателю, а узкой аудитории ценителей.
Впрочем, даже среди меломанов появляются новые тенденции — компактные, но очень продвинутые мониторные наушники, аудиотехника ручной сборки от российских мастеров, и попытки вернуться к качеству в потоке цифрового контента.
Таким образом, стереозвук не исчез, он просто стал уделом избранных, а массовая аудитория смирилась с «хорошо, пусть хоть так играет».
Вот такой парадокс звуковой эволюции в современной России и мире.
Ждём ваши комментарии и мнения, друзья!