В московской школе «Прогресс» прошёл интересный эксперимент, который навёл на размышления не только учителей, но и самих школьников. Как оказалось, даже такие, казалось бы, безобидные вещи, как короткие видеоролики, могут значительно влиять на успеваемость учащихся. Но как это связано с обучением? Давайте разбираться вместе.
Кто бы мог подумать, что всего несколько минут видео могут изменить ход учебного процесса? В последние годы наблюдается стремительный рост популярности платформ, где можно создавать и просматривать короткие ролики. В 2024 году количество активных пользователей таких сервисов в России достигло 35 миллионов человек, что составляет чуть меньше трети населения страны. В основном это молодёжь, а именно старшеклассники и студенты, которые каждодневно погружаются в мир коротких видеозаписей.
Учёные заметили парадокс: чем больше времени школьники проводят за просмотром таких роликов, тем хуже становятся их оценки. И вот, в «Прогрессе» решили провести эксперимент. Учащихся старших классов разделили на две группы: одну группу попросили сократить время, проведённое за просмотром "шортиков", а другая группа продолжала заниматься обычными делами. Результаты удивили всех.
Реальные кейсы: оценка до и послеВ группе, где время на просмотр коротких роликов было ограничено, средний балл по математике вырос с 3.5 до 4.8 за три месяца. Это заметно улучшило не только успеваемость, но и общее настроение учащихся. Например, 16-летний Илья, который до эксперимента был «трёшником», стал одним из лучших учеников в классе, и это не только за счёт практики, но и за счёт того, что он стал лучше реагировать на задачи, а не терял время на развлекательный контент.
Второй участник эксперимента, Ксения, была абсолютно уверена в своём успехе. «Я всегда считала, что короткие видео помогают мне расслабиться и отвлечься от учёбы», — делится она. Однако, когда её оценки начали падать, она осознала, что короткие видеонарезки забирают не только свободное время, но и внимание, которое можно было бы потратить на изучение материала. В итоге её балл по биологии снизился с 4.0 до 2.8.
Почему короткие видео так влияют на учёбу?На первый взгляд может показаться, что просмотр коротких видеороликов не может оказать такого глубокого влияния на успеваемость. Однако исследования показывают, что постоянный переход от одних тем к другим в регулярных порциях информации, которые предлагают такие платформы, сбивает концентрацию. Проблема заключается в том, что мозг не успевает адаптироваться к глубокому обучению.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям? Прежде всего, важно создать среду, в которой обучение станет приоритетом. Вот несколько советов, которые могут помочь:
Эксперимент в «Прогрессе» показал, что короткие видеоролики способны подорвать процесс обучения, и это становится всё более актуальным. Учитывая, что многие школьники находятся под давлением постоянного потока информации, важно обсуждать эти занятия и их влияние.
Не стоит забывать, что именно от нас, взрослых, зависит, какое будущее ждёт наше поколение. Будем ли мы поддерживать их в поисках знаний или позволим коротким роликам затмить это желание? Вопрос непростой, и над ним стоит поразмыслить.