Летящие стрелки часов и бесконечные своды виртуальной реальности, похоже, сливаются в одно целое для современных детей. TikTok стал не просто платформой для развлечений, а настоящей ареной, где юные умы проявляют свою креативность. Однако, за веселыми танцами и интересными челленджами скрывается аспект, о котором стоит поговорить. Почему именно дети начинают врать о времени, который они проводят в TikTok? Разберём три уровня обмана, с которыми сталкиваются родители и учителя.
На первом уровне обмана находятся самые безобидные, казалось бы, случаи. Например, Оля, ученица пятого класса, часто говорит своим родителям, что проводит не больше часа в TikTok. Тем не менее, её дневник показывает совершенно иные цифры — порой до четырёх часов в день. Почему же дети склонны к такой минимизации времени?
Согласно опросам, проведённым в 2024 году среди родителей, более 62% мам и пап слышали о том, что их дети «забывают» о времени. Это часто связано с чувством вины, которое испытывают дети за то, что увлечены социальными сетями. Они понимают, что медиа-потребление может отвлекать от учёбы или других обязанностей, и поэтому выбирают сократить время, проведённое в TikTok, в глазах взрослых.
Но бывает и другое: не только временные рамки искажаются, но и сам опыт. Ваня, подросток-активист, рассказывает своим друзьям о том, как он стал звездой TikTok, получив тысячи лайков за день. Однако правда состоит в том, что его видео, возможно, набрали 50-100 лайков, и это его не останавливает. У детей возникает потребность усовершенствовать свои победы, чтобы казаться более интересными и значительными в глазах своих сверстников.
На втором уровне обмана чаще всего проявляется так называемая «игра в преувеличение». По данным проводимого исследования, 47% подростков ощущают давление со стороны сверстников, чтобы выглядеть более успешными в социальных сетях. Это касается не только времени, но и качества контента. Они начинают создавать вымышленные истории о своих достижениях — например, как быстро им удалось добиться успеха, когда на самом деле речь может идти о нескольких неделях упорного труда.
Третий уровень — это уже серьезные искажения реальности. Основанный на иллюзиях и дезинформации, это уровень, когда дети начинают врать даже себе. Примером может служить Полина, которая буквально живёт в TikTok. Она создает свои образы, которые совершенно не соответствуют действительности. Полина убеждена, что её жизнь — это красивый и идеальный мир, представленный на экране, несмотря на то, что за кадром её жизнь не так радужна.
Психологи отмечают, что подростки, погруженные в подобные миры, начинают терять смысл реальных ценностей. В 2024 году исследования показали, что около 35% детей ценят виртуальные достижения выше реальных, что приводит к несоответствию в их самооценке и психологическому состоянию.
В мире обмана и иллюзий, как понять, где же правда? Есть несколько стратегий, которые помогут родителям и педагогам разобраться с реальным временем, проведённым в TikTok. Во-первых, стоит обратить внимание на цифровые технологии: применяя приложения для мониторинга использования времени на устройствах, можно получить точную информацию о том, сколько времени ребёнок проводит в интернете.
Во-вторых, общение. Поощряйте открытый диалог с детьми о времени, проведённом в соцсетях. Вместо того чтобы задавать вопросы в форме «сколько времени ты провел в TikTok?», попробуйте спросить: «Как ты себя чувствуешь после времени, проведенного в TikTok?» Это поможет детям осознать свои привычки и, возможно, быть более честными с собой.
Обман о времени, проведённом в TikTok, нередко является отражением более глубоких проблем, связанных с самооценкой, личными достижениями и давлением сверстников. Важно помнить, что такие ситуации требуют понимания и поддержки со стороны взрослых. Обсуждая темы, касающиеся соцсетей, и уважая чувства детей, можно выстроить здоровые отношения и избежать искажений реальности.